chramov1@rambler.ru

 

 

     С середины 2019 года новые рецензии выклады-ваются на другом сайте:  

 

https://chramov1.wixsite.com/rezenzija.

 

6 декабря 2022 года издана книга "Рецензии на фильмы" (в двух частях).

 

Тарас Бульба

 «Тарас Бульба» – художественный фильм, экранизация одноимённой повести (в редакции 1842 г.) Николая Васильевича Гоголя, снятый Владимиром Бортко в 2008 году. Съёмки картины были завершены в ноябре 2008 года. Премьера фильма состоялась 2 апреля 2009 года, на следующий день после юбилейной даты – 200-летия Николая Васильевича Гоголя, которое отмечалось в 2009 году с участием ЮНЕСКО. Съёмки фильма велись в России (на киностудии «Ленфильм»), на Украине (Крым, остров Хортица в Запорожье, Каменец-Подольский, Киев, Хотин и др.), в Польше (Вроцлав); начавшись в феврале 2007 года, они продолжались девять месяцев. Батальные сцены, которых в фильме насчитывается пять, снимались в основном в Каменце-Подольском и Хотине. В фильме принимали участие 1000 участников массовых съёмок, 150 лошадей и около 100 каскадёров.

Краткое содержание фильма.

 

…Тарас Бульба – уманский полковник – на своём хуторе встречает сыновей, которых он послал учиться в Киев два года назад. Он с волнением смотрит на них – смогут ли, как он, стать достойными защитниками своей земли и веры. Бульба не знает, что в Киеве Андрий встретил Эльжбету – дочь знатного польского шляхтича, воеводы Мазовецкого, и беззаветно влюбился в неё. Тарас решает отправить сыновей в Запорожскую Сечь, и сам хочет сопровождать их. Старый казак не может спокойно оставаться дома, зная, что его земля подвергается насилию и унижению со стороны иноземцев.

Предающаяся гульбе Запорожская Сечь произвела большое впечатление на сыновей Тараса, но огорчила полковника: он понимает, что в безделии и пьянстве казачье войско разлагается, и смещает старого кошевого атамана, склонного к сотрудничеству с врагами. Запорожцы, желая повоевать с турками, пишут турецкому султану насмешливо-оскорбительное письмо и избирают нового атамана – Кирдягу, давнего товарища Тараса. Однако в это время с хутора Бульбы приходят горестные вести: поляки напали на его дом, убили его жену и работников. Прибывшие в Сечь рассказывают, как поляки повсюду издеваются над православными, убивают их и угоняют в плен. Войско запорожцев тут же выступает на борьбу с Польшей, осадив Дубно – богатый польский город. Штурм проваливается, и запорожцы переходят к правильной осаде города, разоряя округу.

К Андрию приходит служанка изнемогающей от голода Эльжбеты, прося его дать хлеба. Андрий пробирается в город и после встречи с панночкой решает перейти на сторону поляков. В город вступают польские силы, внезапным ударом прорвавшие кольцо осады. Казаки узнаю́т, что татары разграбили Сечь, и разделяют свои силы. Дубенский воевода решает разбить казаков. Поляки выходят из города, и начинается битва. После гибели одного из атаманов Остап становится куренным. Казаки разбивают польских жолнёров и ополченцев, но из города выходит хоругвь крылатых гусар во главе с Андрием. Тарас, увидев, как его сын рубит казаков, приказывает заманить Андрия к лесу. Андрий гонится за одним из запорожцев, но в лесу натыкается на отца. Тарас убивает Андрия из пищали. Поляки получили подкрепление, и казацкий полковник устремляется на помощь своим людям. В бою поляки разбивают казаков и берут в плен Остапа. Израненного Тараса привозят в Сечь. Тарас встречает Янкеля, еврея, которого он спас во время еврейского погрома на Сечи, и с его помощью пробирается в Варшаву, куда повезли Остапа. Тарас хочет вызволить Остапа, но успевает увидеть только его казнь. Остап мужественно переносит все муки, причиняемые ему палачом, и погибает с достоинством.

Через некоторое время обнаруживается, что Эльжбета беременна от Андрия. Она рожает мальчика, умирая при родах. Воевода Мазовецкий заносит над новорождённым, явившимся причиной гибели его дочери, саблю, но не решается убить ребёнка.

Тарас жестоко мстит полякам за разграбление и унижение родной земли и смерть сына. Но польское войско, превосходящее во много раз отряд Тараса, окружает его. Тарас с немногими уцелевшими казаками мог бы вырваться из окружения, но, понимая, что он является основной целью поляков, даёт последний бой целому войску, позволяя товарищам уйти. Казаки переправляются через Днестр и с другого берега наблюдают за судьбой Тараса Бульбы. Поляки сжигают Тараса на костре, но и во время страшной казни Тарас остаётся патриотом своей земли и приверженцем своей веры. Последняя сцена фильма – год спустя, запорожское войско идёт в атаку.

 

О повести Гоголя было написано множество замечательных рецензий, раскрывающих главную суть русского и украинского народов – любовь к своему Отечеству, ее защита являлось для этих народов главным предназначением в жизни. Здесь же ниже рассмотрены те интересные моменты и сцены, которые касаются в первую очередь самого фильма, и во вторую очередь тех редких моментов, на которые обычно не обращают внимание. Как обычно, для начала вопросы по фильму. Не пытайтесь сразу смотреть в ответ, попробуйте сначала сами как-то ответить. Итак, вопросы.

1. Почему в Запорожской Сечи нет женщин – одни мужчины?

2. Как в мужчине могут слабеть его главные мужские качества – мужественность, смелость, готовность отдать жизнь ради спасения своей души?

3. Почему Бульба, прибыв в Сечь, потребовал от кошевого немедленно начать войну, причем, что примечательно, не важно против кого?

4. Почему новый человек на должность кошевого демонстративно дважды отказывается принять власть (палицу кошевого), а затем, когда на третий раз принял, его обливают грязью?

5. Почему убийцу казаки закапывали живым? Почему Остап считает такое наказание правильным, а Андрий нет?

6. Почему Тарас застрелил своего сына? В чем ошибся его сын Андрей?

7. Почему Тарас, убегая от поляков, вернулся за трубкой, обрекая тем самым себя на пленение и смерть?

8. Почему смерть Тараса закономерна и логична? Что упустил из виду Тарас, воюя с поляками?

9. Почему у казаков умереть за родину считалось честью?

10. Евреи – в чем особенность их характера?

11. Что такое русская душа? В чем ее особенность?

 

 1. Почему в Запорожской Сечи нет женщин – одни мужчины?

Человек – это тело, дух и душа. Женщина – это на уровне тела есть символ высшего удовольствия и наслаждения. Человек в погоне за таким удовольствием может забыть как о своей душе, так и о мужском достоинстве (духе). Женщины не допускались в Сечь по той причине, чтобы не искушать мужчин, чтобы свою внутреннюю энергию духа и души мужчины направляли в первую очередь на веру (поэтому в Сечи храмы и церкви) и защиту Отечества (поэтому казаки вместо любовных утех часто тренируются). У каждого казака есть семья и дети, но эта семья живет в отдельном месте, а не в самой Сечи, потому что Сечь для казаков – это символ мужества. Для мужчины учеба нужна (не зря Тарас отправил ранее сыновей в Варшаву), жены и дети тоже нужны, но каждый мужчина должен в первую очередь оставаться мужчиной и, если на то потребуется, погибнуть, защищая свое Отечество и честь – по этой причине Тарас своих вернувшихся сыновей первым делом хочет отправить в Сечь.

Обратим внимание, что в Средние века у моряков дальнего плавания была примета: «Женщина на борту – к несчастью». То же самое и у казаков – Сечь является неким боевым кораблем для них, и женщинам на нем нет места. Почему нет места? Женщина так устроена по своему природному предназначению, что заботится в первую очередь о спасении тела, а не души.

В этом смысле показательный момент показан в самом начале фильма, когда сыновья Тараса приехали после учебы домой. Бульба, желая проверить их души, своими насмешками провоцировал обоих на драку. Остап не стал терпеть оскорбления даже от отца и принялся драться, чтобы защитить свою честь и, следовательно, душу. Андрий предпочел же не драться и отошел в сторону к матери. Жена Бульбы, увидев драку, разняла мужа и сына ведром холодной воды, обругав Тараса. В ответ Тарас похвалил Остапа («Добре буде казак! Добре, сынко – вот так колоти каждого, как меня, никому не спускай!») и обругал Андрия за его пассивность, сказав, чтобы в вопросах чести он не слушал даже свою мать: «А ты чего стоишь, чертов сын? Что же ты не колотишь меня? …Э-э, да ты мазунчик, как я погляжу. Не верь матери, сынко, она – баба! Она ничего не знает!» В этом эпизоде в лице Тараса и его жены очень хорошо показаны суть мужчины и женщины: настоящий мужчина заботится в первую очередь о спасении души, а женщина, так она устроена природой, – о теле (удел женщин – рожать детей и заботиться о спасении их жизней).

 

2. Как в мужчине могут слабеть его главные мужские качества – мужественность, смелость, готовность отдать жизнь ради спасения своей души?

 

В фильме мимолетом показан очень важный психологический момент – момент того, как мужчина может утратить свои главные мужские качества. Каким образом? Тарас Бульба, желая отправить сыновей в Сечь, неожиданно для себя обнаружил, а зачем ему самому оставаться дома?

 

…«А что я? Что я буду здесь делать? Щи хлебать, поросят кормить, жить в спокойствии и комфорте? Да с женой бабнится? Я – казак! Ну и что, что нет войны. А поеду-ка я с вами в Сечь!»

 

Бульба четко перечислил моменты того, как мужчина теряет свои главные мужские качества – это жить в комфорте и стабильности, то есть без риска для жизни; это жить постоянно рядом с женщиной, пусть и с любимой. Что такое «бабнится»? Это не просто жить с женщиной, как можно подумать с первого раза. «Бабнится» – это постепенно становится «бабой», то есть всё больше обладать женскими качествами, теряя мужские; это жить мнением жены, а не своим. Любой мужчина так устроен, что хочет найти некое укромное место, где у него будут стабильность и благополучие, но за всем этим он не понимает, что при этом становится «бабой».

Этот момент, поднятый в фильме, сейчас актуален как никогда – в современном обществе реальной главой семьи является обычно именно женщина, а не мужчина. Многие мужчины могут возразить на том основании, что именно они обеспечивают финансами семью. Но настоящий глава семьи определяется не по тому, кто больше зарабатывает, а по тому, чье последнее и решающее слово в главных семейных вопросах. По этой причине сейчас главой в семьях являются обычно именно женщины, а мужчины превращаются все больше в некий механизм финансового обеспечения. При этом большинство многих мужчин устраивает это, что все семейные вопросы берет на себя женщина. Это очень удобно – больше остается времени на пиво, на просмотр футбола по телевизору и т.д. и т.п.

 

3. Почему Бульба, прибыв в Сечь, потребовал от кошевого немедленно начать войну, причем, что примечательно, не важно против кого?

Вроде бы логично, чтобы со всеми окружающими странами надо жить в мире и согласии. С современной точки зрения кажется неблагоразумием Тараса первым начать войну против кого-то. Но тогда почему Гоголь преподносит речь Тараса и кошевого таким образом, что Тарас прав? Потому что время тогда было совсем иное – мирное сосуществование с соседями вовсе не означало, что этот мир будет длиться вечно. Казаки, успокоенные мирной жизнью, очень быстро привыкнут к этому и расслабятся, а потому в критический момент будут не так воевать, как могут на данный момент. Тарас Бульба как никто другой понимает, что все эти мирные договора, подписанные с Турцией, с Крымским ханом или кем-то еще совсем не означают, что они будут соблюдаться – как только казаки начнут слабеть, соседи на них непременно сами нападут, причем в нарушении всех ранее подписанных договоров. Поэтому, чтобы не допустить такого неблагоприятного сценария, казакам надо первым напасть. По-другому в Средние века сохранить боеспособность армии и свою независимость было невозможно. Кошевой, расслабившись и успокоенной мирной жизнью, это перестал понимать. Отсюда желание Бульбы любыми средствами избрать нового кошевого.

 

4. Почему новый человек на должность кошевого демонстративно дважды отказывается принять власть (палицу кошевого), а затем, когда на третий раз принял, его обливают грязью?

Стать кошевым, то есть самым главным среди казаков – это не только власть, комфорт и защищенность, но и ответственность перед казаками, тяжелый повседневный труд над текущими проблемами. Когда претендент демонстративно отказывается от символа власти, то он тем самым показывает всем окружающим, что идет к власти не по своей воле, а по желанию самих казаков – ведь после каждого отказа казаки все хором просят его принять эту власть. Двукратным отказом и принятием власти в третий раз новый кошевой как бы всем говорит – для него власть не самоцель, а средство правильно и честно отстаивать интересы простых казаков, не он сам шел к власти, а они его выбрали.

Для чего кошевого обливают грязью? Потому что настоящая власть – эта не та, которая купается в роскоши, забывая о простом народе, а та, которая в первую очередь заботиться об интересах простого народа,  а такая забота как, правило, тяжела и «несладка». И кошевой, обливаясь грязью, всем показывает, что понимает ответственность и трудность той роли, на которую он согласился (а ведь мог и отказаться, и никто бы за это его не осудил).

 

5. Почему убийцу казаки закапывали живым? Почему Остап считает такое наказание правильным, а Андрий нет?

Главная проблема современности – совершать преступление стало выгодно. Почему? Потому что наказание в нашем современном обществе не адекватно преступлению. Чтобы преступления не было, наказание всегда должно быть чуть больше, чем само преступление, и тогда преступление перестанет быть выгодным. Если исходить из этого принципа, то человека, сознательно убившего своего товарища, следует как минимум подвергнуть смертной казни, но не просто повесить быстрой смертью, а предоставить перед смертью как следует подумать о своем поступке. Как минимум около часа под землею вполне для этого достаточно. Так что в данном случае казаки поступили правильно.

Такая мучительная смерть губит тело, но спасает душу, а душе жить еще и после гибели тела. Проблема современного общества заключена в том, что она отрицает существование души, для современного общества человек – это тело, то есть белок и кости. Если мы считает, что человек лишь тело, то такое наказание кажется несправедливым – ведь можно было как-то дать время убийце, чтобы он переосмыслил свой поступок, а вдруг он станет и лучше? Убийца, конечно, может переосмыслить, но вот свою душу он уже вряд ли исправит, если останется жив. А вот лежать под землей более часа, медленно умирая, да еще и под трупом, как раз как ничто другое не только заставляет переосмысливать свои ценности, но и исправляет душу, которой еще жить в будущих жизнях, дабы впредь не появлялось у такой души желание еще раз так поступать.

Почему Остап поддерживает такое наказание, а Андрий нет? Потому что Остап живет душой, а Андрий стал жить уже ценностями тела. Поэтому Андрий и лучше учился, чем Остап (знает римское право), поэтому Андрий впоследствии оказался и слаб духом, польстившись в критической момент на красоту женщины, предав свое Отечество, веру, товарищей и отца. Одно связано с другим – чем выше ориентация на тело, тем больше забота о своей жизни, тем сильнее привязанность к человеческим благам и человеческим ценностям, в том числе и к женской красоте.

Обратим внимание, что когда Остап и Андрий приехали домой после учебы из Варшавы, то Тарас первым делом решил проверить не полученные ими знания, а испытать их души, намеренно надсмехаясь над ними и провоцируя на драку. Остап, для которого душа находилась на первом месте, мгновенно среагировал и не позволил унижать себя, вступив в драку. Андрий же не придал словам отца значения, за что чуть позже Тарас назвал его «мазунчиком», то есть изнеженным человеком. Очень точный диагноз, который поставил Тарас уже в первые минуты встречи: Андрей силен и красив, умен и храбр в бою, а вот с душой уже проблемы, правда, пока незаметные. Но как сказал один философ: «Самые страшные потери это те, которых мы не замечаем».

 

6. Почему Тарас застрелил своего сына? В чем ошибся его сын Андрей?

Тарас застрелил своего сына после того, как понял, что его сын не просто предал Отечество и веру – Андрий стал жить не душой, а телом. То есть его уровень как личности понизился на целый порядок, а такой человек всё равно нежизнеспособен. Так что Тарас всего лишь ускорил смерть своего сына – на уровне души его сын уже умер, когда не смог преодолеть в себе чувственных искушений. Застрелив сына, Тарасу его жалко, но не потому, что сын мертв телом, а потому, что сына как личности уже нет.

 

…«Чем бы не казак был: и станом высокий, и чернобровий, лицо как у дворянина и рука крепка была в бою… Пропал казак, пропал бесславно, как подлая собака!»

 

7. Почему Тарас, убегая от поляков, вернулся за трубкой, обрекая тем самым себя на пленение и смерть?

Тарас в своих словах, мыслях и поступках руководствуется в первую очередь не головой, а чувством любви в своей душе – это то, что называется жить сердцем. Когда человек живет сердцем, то порою он даже сам не понимает, почему так поступает, а не иначе  – потому что человек действует так, как подсказывает ему сердце.

Когда трубка упала, Тарас почувствовал, что надо вернуться за ней. Зачем вернуться? Неужели трубка так много для него значила? Нет, разумеется. Трубка являлась лишь формальным поводом вернуться – главная причина заключалась в сердце Тараса, которая говорила, что надо вернуться. Тарас не мог не понимать, что вернуться – это значит попасть в плен и затем погибнуть, причем погибнуть вполне возможно даже мученической смертью, какую он наблюдал при казни Остапа и других казаков. Но тогда зачем душе Тараса нужна была эта смерть? Показать полякам, какой Тарас смелый человек, и что он не боится смерти? Но поляки это знали и так. Тогда для чего? Возвращение Тараса за трубкой не объяснимо, если подходить к ситуации с человеческой логикой. Значит, Тарас в своих поступках руководствовался более высшей логикой. Какой?

Ответ дан в самом фильме – Тарас должен был спасти убегающих казаков, а для того, чтобы их спасти, ему следовало показать, по какой дороге им следует убегать. Лишь оказавшись на самой вершине холма, Тарас увидел эту дорогу и подсказал казакам. Попытайся сохранить Тарас себе жизнь, не возвратись он за трубкой, погибли бы все казаки и он сам в том числе. На тонком плане его душа видела возможную гибель казаков, а потому решила пожертвовать Тарасом, чтобы спасти других. Всё сказанное может показаться некой сказкой или выдумкой – это потому, что мы привыкли всё оценивать с точки зрения тела, а если что-то происходит удивительное, то считаем случайным стечением обстоятельств.

 

8. Почему смерть Тараса закономерна и логична? Что упустил из виду Тарас, воюя с поляками?

Действительно, если смерть Тараса выглядит логичной, то в чем причины этого? Если Тарас жил душой, не отрекся от своей веры, Отечества и товарищей, то он же почти святой, и почему тогда он должен погибнуть? Вопрос этот более сложен, чем может показаться на первый взгляд.

Тарас, готовый отдать свою жизнь за веру, Отечество и товарищей, совершает совсем незаметное преступление против Бога – он резко и категорично осуждает своих врагов, он откровенно и надменно подсмеивается над ними, он с яростью мстит им за смерть своего сына. Главная проблема Тараса в том, что он  ассоциирует Бога лишь с Христом и самой православной верой. Это, разумеется, не так. В Библии сказано, что даже волос человека не может упасть без воли Божьей, а что же тогда говорить о целых народах и стран? Все страны и народы, не важно какой веры, живут по воле Божьей, все люди являются детьми Божьими. Мир управляется Богом, и роль человека заключена, во-первых,  не отрекаться от Него, и, во-вторых, признавать волю Божью во всем происходящем. Открытые оскорбления других людей и другой веры, насмешка над ними – это уже протест против самого Бога, против Его мироустройства. Такое, по большому счету, не прощается. Расправа за богохульство, пусть и несознательное, неизбежна. Но так как Тарас это делал по недопониманию, а не из злого умысла, так как Тарас жил в первую очередь душой, а не телом, то и умереть Тарас должен был не позорно, а с честью.

 

9. Почему у казаков умереть за родину считалось честью?

Для казаков высшая ценность – это не собственная жизнь, а Отечество, и ради спасения Отечества они готовы отдать свои жизни, и когда отдают свои жизни, они чувствуют, что прожили не зря, что выполнили главное предназначение того, для чего им дал жизни Творец. И их предсмертные слова говорят лишь «спасибо» Творцу, что они смогли выполнить свое предназначение.

 

…«Не жаль расстаться со светом. Дай Бог каждому такой кончины! Пусть славится до конца века русская земля!»

…«Пусть згинут все враги, и ликует во веки вечные русская земля!»

…«Сдается мне, паны-браты, хорошею смертью умираю. Семерых изрубил, девятерых копьем. Пусть же во веки цветет русская земля!»

…«Прощайте, паны-братья-товарищи, Так пусть же стоит во вечные времена православная русская земля, и будет ей вечная честь!»

…«Благодарю Бога, что довелось мне умереть на глазах ваших, товарищи. Пусть же после нас живут лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом русская земля!»

 

10. Евреи – в чем особенность их характера?

В лице Янкеля показан типичный еврей, который во всем ищет в первую очередь выгоду для себя, выраженную в денежном эквиваленте. Поэтому евреи могут одновременно торговать как с казаками, так и с поляками. В этом суть еврейства, и это вызывает усмешку у казаков и Тараса в частности.

 

…Когда казаки выехали всей армией к полякам, вместе с ними выехал и еврей Янкель, который совсем недавно чудом избежал смерти от тех же казаков. Тарас, увидев его, удивлялся его алчности и желанию все время что-нибудь да продавать: «Однако ж, бойкая натура!»

 

11. Что такое русская душа? В чем ее особенность?

 

На этот вопрос лучше всего ответил сам Тарас Бульба, воодушевляя казаков на неравный бой с поляками. Здесь нечего что-то добавить или убавить. Всё сказано верно и в самую точку.

 

…«Хочется мне перед боем сказать вам, паннове, что такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких как в русской земле – таких не было товарищей. Так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом, а всем, чем дал Бог, что не есть в тебе, так любить никто не может!

Но вот что теперь завелось на нашей земле! Думают, чтобы у них были только хлебные стоги и скирды, да конные табуны, принимает черт знает какие басурманские обычаи. Свой со своим не хочет разговаривать. Свой продает своего, как продают бездушную тварь на торговом рынке. И милость чужого короля, да и не короля, а поскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства! Но и у последнего подлюки, каков он ни есть, и у того, братцы, есть крупица русского чувства! И проснется она тогда, и ударится он горемычными руками об пол, схватит себя за голову, проклявший громко подлую жизнь свою, готовый вдруг искупить позор.

Пусть они знают все, что такое в русской земле товарищество! И если на то пошло, чтоб умирать, никому из них не придется так умирать! Никому! Никому! Не хватит на то мышиной натуры их! Огонь!!»

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

22-23 декабря 2015 г., e-mail: chramov1@rambler.ru;

 http://rezenzija.umi.ru, http://davaite-poigraem.umi.ru, http://vtoraj-mirovaj.umi.ru