chramov1@rambler.ru

 

 

     С середины 2019 года новые рецензии выклады-ваются на другом сайте:  

 

https://chramov1.wixsite.com/rezenzija.

 

6 декабря 2022 года издана книга "Рецензии на фильмы" (в двух частях).

 

«Санктум»

 

         Смысловая нагрузка фильма заключена всего в одном человеке – лучшему спелеологу в мире Фрэнку (спелеолог – исследователь пещер). Это единственный человек в фильме, который четко и всегда держит в своей душе любовь, а потому умеет мыслить диалектически, то есть в двух противоположных направлениях одновременно: надо спасать других, но не надо забывать при этом и о себе; надо максимально бороться за жизнь, но если человек умер, не надо горевать о смерти… Все остальные герои не держат в душе любовь, а потому так или иначе привязаны к жизни (либо к достижениям, либо к себе, либо к другим людям) и не могут мыслить диалектически. Рассмотрим поподробнее.

       Так, девушка Джуд погибла из-за собственных амбиций – ей, уставшей и утомленной, не советовали отравляться в опасное путешествие под водой, но ей хотелось доказать самой себе, что она одна из лучших спелеологов. Ей не советовали оставлять резервник, но ей так хотелось быть первой там, где еще никто не был. И, конечно же, она была не против того, что новое место, куда впервые вступил человек, было названо ее именем («Собор святой Джуд»). Результат таких амбиций известен. Почему Джуд погибла? Амбициозный человек всегда на первое место ставит себя. Это не проявляется в обычной ситуации, но в критической более чем наглядно. Та же Джуд, нормальная и умная в целом девушка, в критической ситуации решила спастись сама за счет возможной гибели того, кто протянул ей руку помощи, причем тогда, когда помогать ей нельзя было согласно всем инструкциям…

       Другой главный герой Карл, финансовый спонсор исследований пещер, привязан к жизни. Для него жизнь – это известность и слава, а потому даже в тяжелой ситуации он всё снимает на видеокамеру, надеясь после спасения получить от этого определенную выгоду. Не удивительно, что для Карла собственная жизнь дороже чести. Именно поэтому он, оказавшись в опасной ситуации, бросает своих друзей: используя единственный ребризер (специальное дыхательное устройство для подводного ныряния)   Карл ныряет в воду и пытается спастись сам, обрекая оставшихся товарищей на гибель…

        Подруга Карла тоже привязана к жизни, а потому для нее немыслимо одеть костюм мертвого человека. Несмотря на все просьбы Фрэнка одеть гипотермический костюм, защищающий человека от переохлаждения, она наотрез отказывается одеть. Парадоксально, но никто не поддерживает Фрэнка, что лишний раз говорит о их непонимании серьезности ситуации. Лишь позже, едва не умерев от холода, подруга Карла признает, насколько был прав Фрэнк…

         Другой молодой человек Джош, сын главного героя, зацеплен за людей. Для него главное – это любой ценой спасти близких людей. Это нормально и правильно – не случайно он, узнав об опасности тем, кто остался в пещерах, вместо того, чтобы выбраться наружу, отправился обратно в пещеру. Но Джош не понимает, что бывает ситуации, когда о себе надо заботиться не меньше, чем о других, и есть ситуации, когда не следует спасать кого-то ценой собственной жизнью. Неудивительно, что этот молодой человек осуждает отца за гибель Джуд, не понимая, что его отец в той ситуации поступил совершенно правильно.

       Также этому юноше и невдомек, что в безвыходной ситуации даже для самого человека иногда бывает легче умереть, чем стать обузой для своих товарищей, борющихся за жизнь. Именно поэтому он не понимает, как его отец может утопить Лука – их друга, но после падения с высоты с полностью раздробленным позвоночником, ни могущим не шевелиться и не сказать ни слова. В ситуации с Луком ситуация крайне тяжела. В сложившейся ситуации, когда придется выбираться из пещеры путем многократных подводных ныряний, спастись Луко не мог. Оставить его одного – это значит оставить его мучиться на несколько часов, а то и дней. Единственный выход для Лука – принять быструю смерть, но сын главного героя такой смерти не признает, наивно полагая, что они должны либо потащить Лука за собой под воду (вот только как он будет дышать?), либо ждать несколько дней, пока Лук умрет сам, и это тогда, когда дорога каждая минута (пещера быстро затопляется из-за нахлынувшего цунами)…

        Из всех героев фильма лишь Фрэнк четко держит в любой ситуации любовь в душе, что позволяет ему всегда принять самое верное решение. Фрэнк не привязан к жизни, а потому в смертельной опасности он готов рискнуть ею для спасения друга. Именно поэтому Фрэнк делает запрещенный прием – снимает с себя маску и дает ее Джуд, рассчитывая, судя по всему, на какое-то время сначала успокоить Джуд, а затем попытаться неспеша вернуться на базу. Шансы такого благоприятного исхода малы, но Фрэнк всё же попытается. Но, помогая другу, Фрэнк не безрассуден – свою жизнь он ценит не меньше, чем жизнь друзей. Поэтому, когда Джуд отказалась вернуть ему маску, Фрэнк принял единственно верное решение в сложившейся ситуации – отобрал маску силой, невольно способствуя тем самым смерти Джуд.

       В другой ситуации его друг Фрэнка Луко, переломав себе весь позвоночник, не имел шансы выжить (выход наверх был затоплен, а потому спасаться надо было путем многократных погружений). В обычной ситуации Фрэнк не бросил бы друга и поднял его наверх, но в сложившейся был вынужден принять другое решение. Дожидаться, когда Лук умрет собственной смертью, времени не было. Брать с собой Лука под воду равносильно смерти. Оставить Лука одного умирать в течение нескольких часов в мучительных болях не являлось выходом ни для Лука, ни для других людей, так как осознание того, что кто-то в живых оставили в пути душераздирающе действует на людей и не способствует общему спасению. Фрэнк принял единственное верное и тяжелое решение для себя – утопил Лука собственными руками. Сын Фрэнка открыто осудил отца за такой поступок, не понимая правоту Фрэнка. Правоту Фрэнка в сложившейся ситуации лучше всех, пожалуй, понимал друг Фрэнка Джордж. Когда Джордж заболел кессонной болезнью, он понял, что ему не выбраться живым. В сложившейся ситуации Джордж принял решение не быть обузой для остальных, а потому сам решил уйти от жизни, спрятавшись в укромном месте. Однако сам Фрэнк так не считал, а потому максимально боролся за его жизнь, сначала давая ему дышать драгоценным на вес золота кислородом ребризера, а затем ища его в пещерах. Несмотря на все просьбы Фрэнка выйти и попытаться вместе спастись, Джордж, имея солидный опыт в подобных делах, предпочел собственную гибель – в надежде не мешать своим товарищам и тем самым помочь им спастись («У него кессонка, он не хочет тормозить нас»)...

        Удивительно, как Фрэнк мгновенно принимает верные решения. Когда герои фильма стали нырять в узкий проход, едва больший чем сам человек, то Фрэнк сразу настоял на том, чтобы последним нырнул тот, кто хуже всех ныряет. Все удивились такому решению, не понимая простой опасности – достаточно в узком ущелье кому-то испугаться, засуетиться, лишний раз задержать дыхание (что категорически нельзя в подводном нырянии, так как это может привести к кессонной болезни), как человек погубит не только себя, но и тех, кто плывет за ним…

       Почему главные герои так привязаны к жизни? Потому что те блага, который дает сегодня окружающий мир, постепенно засасывают человека. Не случайно Фрэнк в критической ситуации разъясняет всем, почему они не понимают его решений: «Вы не соображаете! Конечно, ни черта не соображаете! Живете в шоколаде, бед не зная! Что, приключений искали, да? Вот и нашли!…». С соблазнами и благополучной жизнью Фрэнк, судя по всему, тоже не может справиться. Именно поэтому Фрэнк убегает от этого мира. Как он сам признает, что все эти земные блага (автомобили, ипотеки и т.д.) не для него. Для него место, где он чувствует легко – это пещеры («Пойми, пещеры – это моя церковь», - говорит он своему сыну). В пещерах выживает не тот, у кого больше счет в банке, а тот, у кого прежде всего больше в душе любви, кто лучше всех внутренне отрешен от всех человеческих привязанностей. И пещеры для Фрэнка являются вовсе не источником прибыли, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому Фрэнк и разбивает видеокамеру Карла после гибели Джорджа: «Если мы выберемся отсюда, то не будет никаких снимков, ни моих, ни моего парня, это ясно!?». Чувство любви в душе и отрешенность от этого мира можно держать и в обычной жизни, не опускаясь в пещеры и сознательно подвергая себя опасностям. Но этому нигде не учат, у человечества сейчас совсем другие ценности, а потому Фрэнк подсознательно, не понимая головой, идет на опасности – опасности, которые заставляют его постоянно заботиться о душе, то есть фактически являются принудительным механизмом сохранения в душе любви – без этого чувства в пещере не выжить, что и было показано на гибелях других героев фильма.

       Тогда почему Фрэнк все же погиб? Ответ в его сыне. Свою душу Фрэнк смог уберечь от соблазнов и привязанностей земных благ, а своего сына этому не научил. Его сын привязан к этому миру и людям в этом мире. Для сына гибель любого человека тяжелейшая трагедия. Поэтому отцу постоянно приходиться демонстрировать ему, что нельзя цепляться как за свою жизнь, так и за жизнь людей. Если человек обречен, и шансов спасти его нет, то не тратить время на переживания смерти других людей – надо спасаться самому. Лишь к концу фильма сын наконец понял моральные и нравственные установки своего отца. Но чтобы сын их уяснил до глубины души, чтобы он наконец понял, что Фрэнк жертвовал другими людьми вовсе не для спасения самого себя, а из-за безысходности, необходимо было доказать это сыну на примере собственной гибели. Поэтому логично, что ситуация должна была сложиться таким образом, чтобы Фрэнк погиб, но не просто случайно (сорвавшись в воду, как подруга Карла), а сознательно идя на собственную смерть, причем не от кого-нибудь, а от рук собственного сына. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в той ситуации, в которой оказался Фрэнк (глубоко в спину вонзился кусок скалы, повредив позвоночник, так что Фрэнк не мог пошевелить даже рукой), лучшего выхода, чем быстрая смерть для него и сына не было. Если бы Джош дожидался смерти отца, то это могло занять пару дней, после которых, видя не героическую, а мученическую смерть отца, сын вряд ли бы нашел в себе силы самому выбраться (нет еды, тяжелое психологическое состояние от гибелей друзей и т.д.). И сын, приняв смерть отца, окончательно уверовался в правоте отца, навсегда запомнив его советы («Я тебя прошу, запомни: чтобы не случилось, не смей никогда сдаваться!»), что и требовалось в принципе отцу…

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары, апрель 2012.