chramov1@rambler.ru

 

 

     С середины 2019 года новые рецензии выклады-ваются на другом сайте:  

 

https://chramov1.wixsite.com/rezenzija.

 

6 декабря 2022 года издана книга "Рецензии на фильмы" (в двух частях).

 

Одержимость (2014)

        Конкурсная программа кинофестиваля «Сандэнс» 2014 года удостоила этот фильм главного приза. Подавляющим большинством представителей кинопрессы «Одержимость» признана одним из 10 лучших фильмов года. Помимо положительных отзывов от кинокритиков, фильм получил три премии BAFTA, один «Золотой глобус» и три «Оскара», в том числе в категориях «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший звук», «Лучший монтаж».

      Краткое содержание фильма.

 

       …Эндрю Ниман (Майлз Теллер), первокурсник консерватории, попал под влияние деспотичного маэстро-дирижёра Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). Эндрю уже превосходный барабанщик, но дирижёру этого мало (он полагает, что самое страшное в мире – это похвала «хорошо, молодец»; она вынуждает человека останавливаться и не реализовывать свой потенциал до конца). Флетчер хочет превратить Эндрю в ошеломительного джазового музыканта, сопоставимого по масштабу с Чарли Паркером, Бадди Ричем или Луи Армстронгом. И он уверен, что для этого его ученику необходимо пройти через жестокие испытания и унижения.

        На одном из концертов Эндрю садится играть после автокатастрофы, из-за чего окровавленные руки его не слушаются, он всё портит, и Флетчер выгоняет его из оркестра. Эндрю не выдерживает и нападает на Флетчера прямо на сцене, после чего его отчисляют из консерватории. Эндрю бросает игру, работает в забегаловке, но однажды, вновь встретив Флетчера в одном из джазовых клубов, он узнаёт, что тот больше не преподаёт в консерватории, и понимает, кто тому виной, поскольку после инцидента подписал бумаги против своего преподавателя. Флетчер объясняет Эндрю, что его стиль общения с музыкантами преследует главную цель – через психологические стрессы раскрыть их талант, дать шанс достичь настоящего величия. Флетчер приглашает Эндрю без репетиций сыграть с его новым оркестром на выступлении в Карнеги-холле. Флетчер говорит, что оркестр будет играть только композиции, знакомые Ниману по консерватории.

      Флетчер знает, что это Ниман «сдал» его начальству консерватории, и «подставляет» музыканта на выступлении, объявляя произведение, нот которого нет у барабанщика. Ниман импровизирует во время незнакомой композиции, но потом, поняв, что это его единственный шанс что-то доказать Флетчеру, себе и окружающим, берёт инициативу, репертуар и управление оркестром в свои руки, по-прежнему импровизируя, но уже по произведениям ему знакомым.

     Сначала Флетчер пытается выбить Нимана из колеи угрозами о последующей за выступлением расправой, но безуспешно – Ниман ловит кураж и солирует под знаменитую композицию Дюка Эллингтона Caravan. Наблюдая за этим, Флетчер сперва перестаёт мешать, а потом даже помогает барабанщику, дирижируя и поправляя одну из тарелок. В финальных кадрах фильма Ниман выдаёт великолепное, под управлением Флетчера, соло на барабанах, и после длительного проигрыша Флетчер подключает весь остальной оркестр для заключительного аккорда.

 

        Фильм глубоко патологичен. Почему? Потому что он учит тому, что ради успеха и известности надо пожертвовать буквально всем:

- расстаться с любимым человеком, ибо любимый человек отнимает время и силы даже на простое общение;

- расстаться со своей жизнью, если это потребуется (здесь прослеживаются американские принципы: «бери от жизни по максимум», «добейся успеха или умри» и т.д.);

- растоптать свою душу и вообще забыть про нее, "плюнуть" на нее, то есть успех, карьера и слава важнее заботы о душе.

 

     Однозначно, такой фильм нельзя показывать детям, потому что в фильме раскрыт типичный американский подход – цель оправдывает средства. Главный герой напоминает одиннадцатого чемпиона мира по шахматам американца Роберта Фишера, который ради чемпионского титула был готов пойти абсолютно на всё, в том числе и на безнравственные поступки (самый любимый у него – целенаправленное опоздание на матч, тем самым оказывая психологическое давление на соперника). Если смотреть фильм с точки зрения того, как нельзя добиваться успеха, то польза от просмотра есть.

 

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г. Чебоксары,

10 октября 2016 г.