chramov1@rambler.ru

 

 

     С середины 2019 года новые рецензии выклады-ваются на другом сайте:  

 

https://chramov1.wixsite.com/rezenzija.

 

6 декабря 2022 года издана книга "Рецензии на фильмы" (в двух частях).

 

"Кин-дза-дза!" (1986)

 

    «Кин-дза-дза́!» – полнометражный двухсерийный трагикомедийный художественный ильм в жанре антиутопии, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1986 году режиссёром Георгием Данелия. Картина «Кин-дза-дза!» оказала влияние на современную русскоязычную культуру – вымышленные слова из фильма вошли в разговорный язык, некоторые фразы персонажей стали устойчивыми выражениями.

 

    Впечатляющий комедийный фильм философского типа. Краткое содержание фильма. Те, кто смотрел фильм, могут пропустить.

 

     …Москва, 1980-е годы. Прораб Владимир Николаевич Машков («дядя Вова») приходит после работы домой, где жена просит его сходить в магазин за хлебом и макаронами. Около булочной к нему подходит молодой человек со скрипкой (студент Гедеван, «Скрипач») и обращает его внимание на странного босоногого человека, утверждающего, что он инопланетянин. Незнакомец показывает Машкову и Гедевану небольшой прибор («машинку перемещения») и спрашивает номер их планеты в «тентуре». Прораб, считая незнакомца сумасшедшим, протягивает к «машинке» руку и, несмотря на уверения незнакомца, что надо знать, как ею пользоваться, нажимает кнопку на ней. В результате дядя Вова и Скрипач мгновенно оказываются одни в песчаной пустыне под палящим солнцем.

     Позже выясняется, что они оказались в галактике Кин-дза-дза на планете Плюк, жители которой внешне похожи на людей, но способны читать мысли. Местный чатланский язык состоит из нескольких слов. Планета Плюк технически более развита, чем Земля, но вся техника сплошь проржавевшая, изношенная и работает плохо. Флора и фауна полностью уничтожены, вся вода превращена в «луц» (топливо), а единственная пища – съедобный пластик. Население Плюка, как и других планет галактики Кин-дза-дза, делится на две категории – «чатлане» и «пацаки», принадлежность к каждой из которых определяется исключительно при помощи специального прибора – «визатора»: при наведении прибора на чатланина загорается оранжевый индикатор, на пацака – зелёный, никаких других отличий между ними нет. Плюк – чатланская планета, поэтому пацаки на Плюке подвергаются дискриминации: они обязаны носить в носу специальный колокольчик («цак») и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом («делать ку»), им назначаются более жёсткие наказания за правонарушения; артисты-пацаки имеют право выступать только в железной клетке, имеет место сегрегация в общественном транспорте и др.

      Дядя Вова и Скрипач, согласно показаниям визатора оказавшиеся пацаками, ищут способ вернуться на Землю. Они вступают в контакт с двумя местными артистами – пацаком Би и чатланином Уэфом, имеющими собственный космический корабль – «пепелац». Однако в пепелаце отсутствует необходимый для межзвёздных полётов узел – «гравицаппа». Поисками новой гравицаппы землянам и приходится заняться.

     Неожиданным подспорьем оказывается то, что величайшей ценностью на Плюке является «КЦ» – обыкновенные спички, которых у курящего дяди Вовы оказывается целый коробок. Уэф решает сэкономить, и вместо того чтобы лететь в город за нормальной гравицаппой, направляет корабль к контрабандистам. Не зная истинной ценности КЦ, дядя Вова отдаёт им все свои спички, но гравицаппу так и не получает, так как контрабандисты сбегают на своём корабле. В результате лишившихся своего капитала землян бросают и артисты. Дядя Вова и Скрипач оказываются вынуждены искать другие способы заработка и выживания. Вскоре они открывают новый источник дохода: земные песни в их исполнении неожиданно пользуются большой популярностью у плюкан.

   Во время новой встречи землян с Би и Уэфом происходит небольшая драка, в ходе которой разбивается скрипка Гедевана и в ней герои обнаруживают спичку, случайно попавшую внутрь. Артисты в надежде купить гравицаппу (она стоит пол-спички) и слетать на Землю, где можно закупить большое количество КЦ, отвозят Гедевана и Машкова в местный «планетарий», чтобы узнать местонахождение планеты Земля («номер планеты в тентуре»). Узнав номер Земли в тентуре, Би и Уэф пытаются украсть у Машкова последнюю спичку, однако Гедеван обращается за помощью к местным блюстителям закона – «эцилоппам». В результате Би и Уэф оказываются арестованными и посаженными в местную тюрьму («эцих»). Спичку («контрабандный КЦ») эцилопп изымает и назначает сумму штрафа, которую необходимо заплатить, чтобы вызволить артистов из тюрьмы.

    В этот момент появляется странник, чья «машинка перемещения» отправила землян на Плюк, и предлагает героям немедленно переместиться на Землю. Однако Машков отказывается возвращаться, так как не может бросить артистов. Странник исчезает. Машков внезапно находит гравицаппу, которую Гедеван прихватил в «планетарии» на память (чтобы показать учёным на Земле), понятия не имея, что это такое. Решая вызволить владеющих пепелацем артистов, земляне начинают исполнять песни и претерпевать многочисленные унижения, зарабатывая деньги для выкупа. Во время одного из выступлений они встречают тех самых контрабандистов, что украли коробок спичек у дяди Вовы. Главарь контрабандистов щедро вознаграждает землян за выступление, однако все заработанные деньги у них отнимает эцилопп, а им приказывает «надеть намордники и радоваться». Это оказывается последней каплей, и они, захватив эцилоппа в заложники, учиняют бунт против главы местной власти (Господина ПЖ) и самостоятельно освобождают Уэфа и Би из эциха.

    Выясняется, что, даже имея пепелац с гравицаппой, вернуться на «находящуюся в антитентуре» Землю крайне затруднительно, так как на пути между Плюком и Землей находится планета Альфа, жители которой презирают «снедаемых страстями» обитателей галактики Кин-дза-дза. Би и Уэф, решив сначала скрыть этот факт от землян, отвозят их на мёртвую, опустошённую войной с Плюком, пацакскую планету Хануд, являющуюся их родиной. Там они объясняют землянам суть проблемы и предлагают вместо возвращения на Землю остаться с ними, чтобы, накопив денег, выкупить эту планету и управлять ею: заставлять будущих переселенцев ползать на четвереньках и плевать на них (переселенцев). Поняв, что они никогда не вернутся на Землю, и дядя Вова, и Скрипач предпочитают такой жизни смерть от удушья. Впечатлённые артисты решаются на рискованный план – затормозив пепелац на орбите Альфы, катапультировать землян на поверхность, а затем вернуться обратно в галактику Кин-дза-дза. Однако этот план не срабатывает: Би с Уэфом оказываются во власти жителей Альфы, и те превращают их в растения. Местный руководитель альфиец Абрадокс предлагает героям выбор: либо вернуть их на Землю, либо назад в прошлое, когда они сами могли решить свою судьбу. Дядя Вова просит вернуть их в прошлое, обратно на Плюк.

    Снова оказавшись на Плюке до того как они во второй раз встретились с владельцем машинки перемещения, Дядя Вова и Гедеван вновь пробиваются в тюрьму, освобождают Уэфа и Би, передают им гравицапу и прощаются, после чего их снова находит Странник. Он возвращает дядю Вову и Гедевана обратно на Землю, причём в прошлое (за несколько минут до их первой встречи).

    После возвращения на Землю все события, показанные в начале фильма, повторяются, но ни Машков, ни Гедеван не помнят о произошедшем, пока на том же самом месте, где они впервые встретились, мимо них не проезжает трактор с оранжевым проблесковым маячком, который напоминает им эцилоппа. Они одновременно, автоматически приседают и говорят «ку!», после чего узнают друг друга. В конце фильма дядя Вова смотрит в небо, откуда раздаётся песня в исполнении Уэфа и Би.

 

     В чем смысл этой потрясающей комедии? Почему фильм назван комедией? В чем пророчество этого фильма? Чтобы ответить на эти вопросы, следует сначала найти ответы на более простые.

 

1. В чем смысл жизни и главное счастье для жителей планеты Плюк?

2. В чем заключена ущербность мировоззрения жителей Плюка?

3. Почему звездолеты на планеты Плюк покрыты ржавчиной? Почему с одной стороны на планете Плюк высочайшая технология (звездолеты, способные перемещаться между планетами), а с другой стороны ржавчина, чрезвычайно низкие бытовые уровни жизни и чрезвычайно низкий интеллектуальный уровень жителей планеты Плюк (весь словарный запас которых сосредоточен вокруг слова «Ку!»)?

4. Почему жители планеты Альфа превращают жителей планеты Плюк в кактусы? Откуда у них такое безжалостное отношение к жителям Плюка?

5. В чем главное отличие землян от жителей Плюка и Альфы?

 

Ну а теперь ответы.

      1. Смысл жизни и главное счастье для жителей планеты Плюк – это возвыситься статусом над другими. Как метко сказали Би с Уэфом землянам, когда они хотели купить планету Хануд, главное счастье для них – это заставить других жителей ползать на четвереньках и плеваться на них. Но именно такое общество и реализовано на планете Плюк, а это фактически есть ни что иное как рабовладельческое общество, но при этом с высоким уровнем технического прогресса. Рабовладельческое общество состоит из системы каст (как минимум два: каст господ и каст рабов), именно поэтому все жители Плюка делятся на пацаков («недочеловеки») и чатланов («арийцы»). Именно из чатланов выбираются представители власти (эцилоппы) и сам глава планеты («господин ПЖ»). Чтобы показать превосходство чатланов над пацаками, необходимо постоянно унижать более низшую касту, поэтому пацаки должны носить в носу колокольчики и выступать перед чатланами ни где-нибудь, а за решеткой. Вся низшая раса и большая часть самих чатланов должны жить в нищете, лишь избранные из числа чатланов, то есть высшая каста, может купаться в воде (которая на планете Плюк дороже золота) и наслаждаться жизнью. Фактически на планете Плюк сформировался самый настоящий фашизм, но при высоком техническом уровне.

    2. Ущербность мировоззрения жителей Плюка заключена в том, что они считают нормальным и естественным разделение людей на «высшую и «низшую» расы. Это мировоззрение жителей Плюка очень точно высказал Би землянам: «Если в обществе нет цветовой дифференциации штанов, то нет и цели!» Именно это установившееся ущербное мировоззрение (система ложных маяков по Лазареву С.Н.) и является главной трагедией жителей Плюка.

     3. Рабовладельческое общество может достигнуть высочайших технических высот, но оно неизбежно придет рано или поздно сначала к нравственному распаду, а затем и к техническому. Именно поэтому жители Плюка сначала разучились нормально разговаривать, сведя свой словарный запас к минимуму слов, а затем произошла деградация на Плюке и на техническом уровне: всюду ржавчина, отсутствие нормальной еды и воды. Такая планета, а точнее общество на такой планете, неизбежно придет к полной гибели, и ситуация, сложившаяся на Плюке, это промежуточный этап дальнейшей деградации планеты в целом.

     4. Жители планеты Альфа сумели сохранить высокий духовный уровень в отличие от жителей планеты Плюка. И как следствие этого на Альфе есть нормальные растения и животные. Но сохранив высокий духовный уровень, нравственный уровень у жителей Альфы весьма невысок. И главный показатель этому – жители Альфы с пренебрежением и явным высокомерием относятся к жителям Плюка. И вроде как понять жителей Альфы можно: ради личной сиюминутной выгоды жители Плюка всегда готовы пойти на обман, ложь и предательство. Это было неоднократно показано в фильме и в виде контрабандистов, и в виде женщины, попросившей землян помочь им подтолкнуть автомобиль, и в виде самих Би и Уэфа, и т.д. и т.п.

      Но обратим внимание, что жители Альфы вместо того чтобы помочь жителям Плюка стать лучше хотя бы тем, которые прибыли на их планету, поступают с жителями Плюка очень просто – превращают в кактусы. И, заметим, у жителей Альфы после этого никаких проблем нет! Нет никаких даже угрызений совести. Но это тот же самый настоящий фашизм по сути своему, что и на планете Плюк. Именно также поступали, к примеру, и в древней Спарте, когда сбрасывали со скалы детей-инвалидов с рождения, а в нацистской Германии умерщвляли умственной отсталых людей в газовых камерах. «Зачем помогать тем, кто является инвалидом телом или духом? Зачем нам этот «мусор» в конце концов?» – скорее всего так рассуждают жители Альфа по отношению к жителям Плюка. И когда земляне хотят спасти жителей Плюка Би и Уэфа, то с точки зрения жителей Альфа они совершают крайне глупый и безрассудный поступок…

     Если подытожить, то можно предположить, что когда-то жители на планете Плюк были такими же, как жители Альфа, и жили примерно в тех же условиях, что и на планете Альфа. И хотя на данный момент планета Плюк находится  на последней стадии своей агонии, а планета Альфа вроде как процветает, но жители планеты Альфа в действительности являются в глубине души точно такими же, как и жители планеты Плюк, а раз так, то и сама планета Альфа и ее жители тоже уже на пути своей скорой деградации. Деградация планеты Альфы до уровня планеты Плюк неизбежна, ибо там, где нарушается главный закон вселенной («Закон единства»), там, где с легкостью и без всякого угрызения совести уничтожают несовершенных, гибель неотвратима.

     5. В отличие от жителей планет Плюк и Альфа земляне имеют редчайшее качество – они сохранили в своей душе чувство сострадания к несовершенным, готовность помочь своим друзьям и просто тем, с кем встретились на своем жизненным пути, причем зачастую даже в ущерб себе. То есть жители Земли живут душой, а не статусом, как жители планеты Плюк, или духовностью, как жители планеты Альфа. Земляне не нарушают главного закона вселенной – они подсознательно отдают себе отчет, что если они с кем-то встретились на своем жизненном пути, то это не случайно, а раз так, то встреча даже с несовершенными людьми – это новая задача (данная Богом, по большому счету), которую они должны решить в новых сложившихся условиях, а именно – спасение в первую очередь своей души и любви ко всему, что их окружает, даже в ущерб своим желаниям и самой жизни. Именно поэтому жители Альфа никак не могут понять, почему земляне хотят спасти жителей Плюка. И как нацисты во время Второй мировой войны не могли понять, почему русские солдаты вместо того, чтобы спасти свою жизнь в безнадежном окружении, предпочитают сражаться и погибнуть, чем сдаться и спасти свою жизнь, так и жители Альфа не понимают поступка землян…

 

    Возвращаемся к главным вопросам: в чем смысл этой потрясающей комедии? почему фильм назван комедией? в чем пророчество этого фильма?

Ответы на эти вопросы очень простые.

     1) Общество, потерявшее ощущение единства своих сограждан, неизбежно сначала скатится до уровня планеты Альфа, затем до уровня планеты Плюк, а затем и к своей неотвратимой гибели. Именно этот потаенный смысл, судя по всему, и вкладывал в фильм его режиссер Георгий Данелия.

    2) Фильм назван комедией по той же самой причине, по которой Антон Павлович Чехов назвал свою самую лучшую пьесу «Чайка», которая на первый взгляд кажется не иначе как трагедией, тоже комедией – люди, которые поклоняются человеческим ценностям, которые забыли о чувстве сострадания к несовершенным, с точки зрения Божественной логики выглядят смешными и, самое главное, никчемными. Как герой пьесы «Чайка» Треплев со своими амбициями выглядит смешным и никчемным, так и разделение людей на планете Плюк по цвету штанов не вызвать улыбку не может.

    3) Фильм, без всякого сомнения, пророческий – он предупреждает всё человечество, что если оно не сумеет правильно расставить свои жизненные приоритеты, что если оно забудет о первой заповеди единства («Возлюби Бога своего всем сердцем»), то каких бы высочайших технических успехов не достигло человечество, но рано или поздно оно сползет сначала до мировоззрения и уровня жизни планеты Альфа, а затем неизбежно и до планеты Плюк…

 

С уважением, Храмов Сергей Юрьевич, 8 сентября - 15 октября 2018 год, г.Чебоксары.

 

 

 Интересные моменты, связанные с фильмом.

 

      1) Роль Би в сценарии писалась под актёра Алексея Петренко, но он отказался сниматься, так как ему не понравился сценарий. Затем на роль был утверждён Валентин Гафт, который участвовал в репетициях, но отказался от участия в фильме за несколько дней до начала съёмок, так как ему показалось, что режиссёр уделяет ему слишком мало внимания. В результате роль досталась Юрию Яковлеву, сыгравший блестяще.

     2) На роль господина ПЖ был сначала утверждён Ролан Быков, но он не смог приехать на съёмки, и Г. Данелия попросил её исполнить не кого-нибудь, а самого директора картины Николая Гаро.

    3) Изначально на роль Абрадокса был утверждён немецкий актёр Норберт Кухинке. Однако когда Кухинке уже находился в самолёте, летящем из ФРГ в Москву, руководство Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Георгий Данелия хотел предложить эту роль Сергею Бондарчуку или Иннокентию Смоктуновскому, но не смог до них дозвониться. В итоге эту роль пришлось сыграть самому режиссеру Георгию Данелию.

    4) В сценарии к фильму «Кин-дза-дза» была придумана роль специально для Борислава Брондукова, но к моменту начала съёмок фильма Брондуков перенёс инсульт и не мог сниматься. В результате персонаж, роль которого должен был исполнять Брондуков, был вообще убран из сценария. Хотя подробной информации об этой роли не сохранилось, но она, вероятно, предполагалась достаточно большой. Так, например, киностудией была подготовлена афиша к фильму, на которой наравне с главными героями картины (в исполнении Ю. Яковлева, Е. Леонова, С. Любшина и Л. Габриадзе) был крупно изображён Б. Брондуков в роли чатланина.

    5) Вахтанг Кикабидзе должен был сниматься в фильме в одной из главных ролей, но врачи не пустили его на съёмки в пустыне.

   6) Леонид Ярмольник должен был сыграть инопланетянина, спекулирующего космической пылью. Ярмольник дважды ездил на съёмки в пустыню Каракумы, но так и не снялся в фильме, так как в первый его приезд сгорела декорация, а второй – в эту же декорацию в день съёмок въехал пьяный водитель. В итоге эта роль была убрана из сценария, в результате чего фильм вышел в прокат под рабочим названием «Кин-дза-дза!», хотя ранее предполагалось, что он будет называться «Звёздная пыль».

   7) По воспоминаниям Данелия, к нему обратился американский режиссёр, впечатлённый спецэффектами картины, с предложением делать похожие спецэффекты для его картины. На это предложение Данелия отшутился: «„А там нету спецэффектов. Военные дали нам гравицапу. Мы поставили её на декорацию, и она летала. Вы обратитесь к русским военным. Это их разработки. А то вдруг я вам тайну расскажу. У нас с этим строго, меня будут считать шпионом“. Он и обратился. Потом мне позвонили из Министерства обороны и наорали: „Вы что дурака валяете?“. Я им: „Вы должны радоваться, что американцы всерьёз думают, что у вас такая супертехника, способная любую громаду в воздух поднять!“».

    8) Для сцены в объекте «Торговый зал» для шлемов эцилоппов требовалось двести ярких лампочек, которые отсутствовали на складе Мосфильма, а покупать их за наличные было запрещено. Режиссёр Данелия в поисках лампочек обращался за помощью к первому секретарю Московского горкома КПСС Виктору Гришину, который ему не помог. После увольнения Гришина в 1985 году Данелия обратился к новому первому секретарю Московского горкома КПСС Борису Ельцину, которому сказал, что Гришина сняли с должности именно из-за лампочек. В результате помощники Ельцина занимались поиском этих лампочек для костюмов эцилоппов. Лампочки в итоге достал сотрудник аппарата ЦК КПСС Леон Оников.

    9) Шлем Уэфа был сделан из гульфика от летного костюма. Далее – цитата из книги Георгия Данелии: «Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, то Леонов с подозрением спросил: – А это не для того, чтобы летчики в них писали? – Нет, – сказал я, но трубочки на всякий случай срезал… В итоге на Уэфе оказались надеты: брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы «Заря», полусапожки из фильма «Тиль Уленшпигель». А перед самой съемкой я нашел на помойке блямбу непонятного назначения, я ее вымыл и приклеил клеем «Момент» к заду матросских штанов чатланина.»

    10) Съёмки фильма неоднократно находились на грани срыва. Главная декорация «Ракета Пепелац» (хвостовая часть от самолета ТУ-104) оказалась не на съёмочной площадке, а во Владивостоке. Декорацию «Корабль в песках» разнесло ураганом. Подземный Пепелац кто то сжег. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал пьяный водитель. А ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась.

     11) По сценарию Скрипач вёз из Грузии не уксус, а крепкий алкогольный напиток – чачу. Так, на Альфу вместо Земли герои в сценарии попадали из-за того, что перепились и промахнулись. Но, когда фильм уже был снят, в СССР как раз развернулась антиалкогольная кампания и чачу пришлось заменить на уксус.

      12) Колокольчики для пацаков купили в магазине «Рыболов-спортсмен» (это колокольчики для донок).

   13) Слово «пепелац» (искажённое грузинское «пепела») означает «бабочка». Такое название для летательного средства уже использовалось в фильме Г. Данелия «Мимино» (1977), где герой Вахтанга Кикабидзе – грузинский вертолётчик Валико Мизандари по прозвищу «Мимино» – так называл свой вертолёт (В ответ на просьбу старухи перевезти корову на вертолёте, Мимино стучит по вертолёту и кричит: «Пепела! Пепела!»).

     14) Эскиз пепелаца нарисовал Георгий Данелия, когда он в Тбилиси вместе с Резо Габриадзе работал над написанием сценария к фильму. За несколько лет, в течение которых писался сценарий, всё много раз менялось, но именно такой пепелац появился позже в картине.

      15) В фильме использовалось несколько пепелацев разного размера. Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил А. С. Батынков – умелец с «Мосфильма». Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком – это втулка несущего винта вертолёта.

     16) Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.

     17) В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить, будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась. (Пенополиуретан является легковоспламеняющимся материалом). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин раздобыли полиуретан у военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся. Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.

     18) Один из актёров фильма – Леван Габриадзе (исполнитель роли скрипача) – после окончания съёмок взял себе на память 40-сантиметровый макет пепелаца, который до сих пор хранится у него дома.

     19) Свое название фильм «Кин-дза-дза!» получил благодаря случаю. Георгий Данелия так рассказывает об этом: «У нас поначалу в пепелаце висел гамак. В нем раскачивался Леонов. К нему подсел Любшин, поинтересовался: “Что у тебя в портфеле?” Леонов за ним, как эхо, повторял: “Феле-феле-феле…” – дальше отвечает: “Зелень”. – “Какая?” – “Кинза”. И давай петь: “Кин-дза-дза-дза…” Всю дорогу пел. “Не можешь заткнуться?” Песня испепелилась. Название осталось…» Название «Кин-дза-дза!» было выбрано в качестве рабочего, но так и осталось. Предполагалось, что фильм выйдет в прокат под названием «Мираж», «Спираль», «Космическая пыль» или «Звездная пыль».

    20) Название «эцилопп» произошло от английского слова «police», прочитанного наоборот. В фильме взяточничество у эцилоппов – обычное явление: большинство эцилоппов открыто вымогают или отбирают деньги у рядовых плюкан.

    21) Во время съемок фильма к власти в СССР пришел К.У. Черненко, и, чтобы фильм не запретили, Данелия и Габриадзе решили переозвучить слово «ку», которое совпадало с инициалами генерального секретаря ЦК КПСС, на какое-нибудь другое слово. Выдвигались варианты «ка», «ко», «кы» и др., однако вскоре Черненко скончался, и слово «ку» в фильме осталось.

    22) Русская народная песня «Марусенька» («На речке, на речке, на том бережочке, мыла Марусенька белые ножки»), которую поет Уэф, когда его увозят в железном ящике (эцихе) на Плюке, а также когда его отправляют в оранжерею на Альфе, звучит в большинстве фильмов Георгия Данелии, а также в работах других режиссеров, где снимался Евгений Леонов. В одном из своих интервью Георгий Данелия рассказал, что это была любимая песня Евгения Леонова.

     23) КЦ – вещество, за которое любой житель планеты Плюк душу продаст, потому что оно очень дорогое. Находится в простых земных спичках – самом дешевом, что только есть на нашей планете. На Плюке же любой, у кого есть хоть малое количество КЦ, получает право носить желтые штаны! Если же у счастливчика много КЦ – ему полагаются уже малиновые штаны и всеобщее поклонение. Возможно, аббревиатура означает «ЦК», то есть «Центральный Комитет (КПСС)» наоборот. При утверждении сценария цензоры устроили в связи с этим допрос с пристрастием, но их удалось убедить, что никаких намеков на партию тут нет. По другой версии, «КЦ» – это «конечная цель». Цитата: «Нет, генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели…»

    24) Слово «ку» совпадает с португальским непристойным словом «cu», которое можно перевести как «задница» (употребляется для обозначения неприятного человека или события). Возможно, что именно благодаря этому комедия «Кин-дза-дза!» в 1987 году получила специальный приз «За изобразительную концепцию» на фестивале в Рио-де-Жанейро.

 

Чатланский язык

 

      Одной из особенностей фильма является тот факт, что герои, разговаривая на русском языке, постоянно вставляют в свою речь слова языка жителей планеты Плюк. Авторами языка являются Георгий Данелия и Резо Габриадзе, написавшие сценарий к фильму. В начальных титрах второй серии фильма зрителям даже демонстрируется «Краткий чатлано-пацакский словарь», который включает следующие понятия:

КЦ – спичка

Цак – колокольчик для носа

Эцих – ящик для узников

Эцилопп – представитель власти

Пепелац – межзвездный корабль

Гравицаппа – деталь от мотора пепелаца

Кю – допустимое в обществе ругательство

Ку – все остальные слова

 

      Кроме показанных в словаре, в фильме используются и другие слова: антитентура, визатор, каппа, луц, пацак, плюка, тентура, транклюкатор, цаппа, чатл, чатланин и др.

    При рассмотрении сценария худсовет неожиданно увидел в слове «ку» «политику», так как оно совпадает с инициалами незадолго до этого скончавшегося Генерального Секретаря ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко.

     Некоторые вымышленные слова из фильма вошли в разговорный русский язык. Так, например, слово «ку» в шутку иногда используется для приветствия, а словом «пепелац» иногда называют воздушные суда. Кроме того, во время Всероссийской переписи населения 2010 года несколько жителей Курской области сообщили переписчикам, что их национальная принадлежность – «пацак», что и было зафиксировано в переписных листах.

   Позже Георгий Данелия объяснил происхождение некоторых слов языка: «эцилопп» от английского «police» (полиция), читаемое наоборот, «пацак» – от украинского «кацап» и русского «пацан», «пепелац» от грузинского [пепела] (бабочка), «гравицаппа» от «гравитация», «чатланин» и «чатл» от «чатлах» – ругательства на некоторых восточных языках, которое, по словам Г. Данелии, означает «негодяй, сволочь».